Что делать при полной (тотальной) гибели авто при ОСАГО и КАСКО. Инструкция по получению страховой выплаты и решению вопросов со страховой компанией.
Комментарии: 11Дорожно-транспортное происшествие – серьезная проблема для любого водителя. Но, пожалуй, нет более неприятной ситуации, чем полная гибель автомобиля. Невозможность восстановить транспортное средство доставляет его владельцу множество хлопот.
К счастью, негативные последствия такой аварии отчасти сглаживаются страховыми выплатами, которые можно получить от договоров страхования ОСАГО и КАСКО.
○ Полная тотальная гибель автомобиля.
○ Как рассчитывается сумма выплат?
○ Занижение суммы выплат страховой компанией.
○ Полная тотальная гибель автомобиля по ОСАГО.
○ Полная тотальная гибель автомобиля по КАСКО.
○ Судебная тяжба со страховой.
✔ Проведена независимая экспертиза.
✔ Выгодно ли получать выплату по "тоталу"?
○ Полная тотальная гибель автомобиля.
Согласно п. «а» ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО», полная гибель – это ситуация, при которой отремонтировать транспортное средство либо нельзя, либо можно, но сумма затрат при этом будет равна стоимости самого автомобиля или превысит ее. Признать машину таковой сразу невозможно, поскольку определение требуемых затрат на восстановление навскидку крайне сложно: нужны подробные расчеты. Однако тотальная гибель автомобиля вовсе не означает уничтожение всех запчастей. При этом наличие уцелевших деталей не покрывается данный понятием: важна конструктивная целостность авто.
○ Как рассчитывается сумма выплат?
Страховая компания, с который заключен договор КАСКО или ОСАГО, должна самостоятельно рассчитать сумму выплаты при полной гибели транспортного средства. Производятся математические действия по определению размера выплат в соответствии с Положением о правилах ОСАГО, принятым Приказом Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Согласно п. 4.12 указанного акта, взыскивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая (естественно, до аварии) за вычетом стоимости годных остатков, то есть деталей, которые могут продолжать эксплуатироваться при прочих работающих механизмах. Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней.
Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке – стоимость годных остатков. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденное Приказом Банка России от 19.09.2014 № 432-П, в п. 5.1 предъявляет к таким деталям рад требований, которым они должны соответствовать:
- Отсутствие повреждений, нарушающих целостность и товарный вид, и работоспособное состояние.
- Отсутствие изменений конструкции и иных параметров, не предусмотренных производителем.
- Отсутствие следов предыдущего ремонта (в частности, шпатлевания, рихтовки).
- «Пункт 5.5 Положения о единой методике расчетов:
- где:
- Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
- КЗ - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
- КВ - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
- КОП - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;
- Сi - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;
- n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).»
Кроме того, важно учитывать затраты на демонтаж, устранение незначительных дефектов, хранение и продажу деталей. Уточнения для расчета содержатся и подробно разъясняются в п.п. 5.6 – 5.9 Положения. Для расчета выплат по страховке КАСКО существенных особенностей нет. Единственным отличием могут быть дополнительные условия, применяемые в страховой компании, которые в обязательном порядке должны не ухудшать правила, предусмотренные для ОСАГО.
○ Занижение суммы выплат страховой компанией.
Страховые компании, к сожалению, нередко прибегают к не самым честным расчетам, благодаря которым сумма, подлежащая выплате, заметно уменьшается. Делается по одной простой причине: если автомобиль не будет признан полностью погибшим, выплаты на ремонт станут значительно выше. Кроме того, согласно п. 1.13 Положения о правилах ОСАГО, договор страхования прекращает свое действие при гибели авто, что также выгодно компании, так как восстановленная после тяжелого повреждения машина с высокой долей вероятности снова испытает технические проблемы.
Занижение суммы выплат напрямую зависит от стоимости ремонта машины: чем выше последний показатель, тем ниже первый. Увеличение предполагаемых расходов на восстановление достигается различными способами. Самый распространенный способ – годные остатки автомобиля признаются не подлежащими ремонту. Еще один вариант - изменения в формуле расчета их стоимости. Также стразовые компании могут манипулировать с рыночной стоимостью транспортного средства в состоянии, предшествующему аварии. Страховщики стараются сделать упор на высокий износ автомобиля, который, в частности, касается шин, рулевых механизмов, а также иных узлов, влияющих на эксплуатацию машины.
Чаще всего действия страховых компаний направлены на обман страхователей. Избежать таких ситуаций позволят собственные расчеты стоимости годных остатков и рыночной стоимости автомобиля. Это можно осуществить как лично, так и посредством экспертизы, которую осуществляют различные фирмы и специалисты. Кроме того, нужно обязательно спрашивать все подробности, касающихся расчетов страховщика, документы и пояснения к ним. Если ошибка найдена, но страховая компания настаивает на правоте, придется решать спор в судебном порядке.
○ Полная тотальная гибель автомобиля по ОСАГО.
Страховые выплаты по ОСАГО имеют установленный законом предел. Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Рассчитывается он в зависимости от уплаченной страхователем премии при заключении договора. Ее размер, согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, зависит от следующих факторов:
- Тип транспортного средства. В зависимости от его категории, а также назначения минимальные и максимальные суммы могут заметно различаться.
- Коэффициент страхового тарифа. Он зависит от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автомобиль.
В случаях, когда ущерб превысил сумму, выплаченную страховщиком, необходимо обратиться к виновнику ДТП за взысканием оставшейся части. Годные остатки транспортного средства остаются у собственника, который может их продать. Судьба автомобиля (кузова и остальных частей, не подлежащих восстановлению) решается владельцем: он может как передать его страховой компании, так и оставить себе.
Подпункт «а» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:
- «Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае полной гибели транспортного средства».
О несогласии с так называемым признанием «тотала» или с суммой, которая подлежит выплате по ОСАГО, нужно обратиться, в первую очередь, к самому страховщику и постараться урегулировать споры по ситуации. Если страховая компания не идет на мировую, решается конфликт только в судебном порядке.
○ Полная тотальная гибель автомобиля по КАСКО.
Порядок страховых выплаты по КАСКО при гибели автомобиля несколько иной. Отличия возникают из самой сути договора, поскольку транспортное средство страхуется на определенную сумму (от нее зависит также размер уплачиваемой премии). Кроме того, КАСКО учитывает износ: за каждый месяц он увеличивается примерно на 1%. В каждой страховой компании предлагаются собственные условия признания «тотала». Определяется он процентом от страховой суммы. Большинство проверенных российских страховщиков устанавливает порог в 60-80%. Иными словами, если машина застрахована, к примеру, на 1 млн рублей, полная гибель при ставке в 60% констатируется при стоимости ремонта в 600 тысяч рублей. Вариантов расчета выплат при полной гибели машины два:
- Выплата без учета годных остатков. Стоимость пригодных к эксплуатации деталей рассчитывается также, как и для договоров ОСАГО. Автомобиль при этом остается у страхователя.
- Выплата с учетом годных остатков. Страховая компания получает в собственность все сохранившиеся конструктивные элементы (как правило, со всем автомобилем), но выплачивает страхователю полную сумму с учетом износа.
Порядок признания «тотала» по КАСКО аналогичен ОСАГО: расчетами занимаются страховые эксперты. Естественно, они могут пытаться занизить стоимость ремонта, чтобы выплатить не полную страховую сумму, а лишь часть. Избежать занижения выплат можно посредством производства собственных расчетов либо привлечения специалистов. Если после передачи альтернативных сведений о стоимости ремонта страховая компания не согласна идти на мировую, свои интересы придется отстаивать в суде.
○ Судебная тяжба со страховой.
Подача искового заявления в суд в отношении страховой компании происходит в следующих случаях:
- Отказ от признания полной гибели транспортного средства.
- Занижение страховых выплат при признании полной гибели.
- Неправомерное приобретение или продажа автомобиля (его годных остатков) при признании полной гибели.
- Признание полной гибели при отсутствии на то оснований.
Каждый из случаев, как правило, возникает, когда страховая компания стремится снизить размер страховых выплат. Чтобы начать разбирательство, в районный суд нужно подать следующий пакет документов:
- Исковое заявление. Если истец обладает юридическими знаниями, то может составить его самостоятельно, соблюдая требования, предусмотренные ст. 131 ГПК РФ. В противном случае стоит обязательно обратиться к профессиональным юристам. Обязательно нужно привести все расчеты (можно либо в самом заявлении, либо в приложении к нему), а также указать сумму иска.
- Копия квитанции об оплате госпошлины. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в данном случае размер пошлины будет зависеть от суммы, которую истец требует от ответчика. Важно, что размер иска – это не стоимость автомобиля, а именно причитающаяся его владельцу страховая выплата.
- Пункт 1 часть 1 статьи 333.19 НК РФ определяет размеры пошлины следующим образом:
- «до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
- от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
- от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
- от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
- свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей».
- Копии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Главным образом, это свидетельство о регистрации, однако настоятельно рекомендуется приложить также технический паспорт, справку-счет и договор купли-продажи.
- Копия паспорта с 2 по 5 страницы.
- Копия договора страхования. В зависимости от содержания иска и ответчика, это могут быть КАСКО и ОСАГО как вместе, так и один из них.
- Копии актов обследования автомобиля страховыми экспертами. Перед тем, как осуществить выплату, страховщик должен представить страхователю все расчеты, а также иные документы, касающиеся оценки повреждений.
- Копии документов, подтверждающих наступление страхового случая. К ним можно отнести судебные решения, протоколы ДТП, а также любые другие официальные документы, которые дают понятие об аварии.
- Заключение компании или специалиста, проводивших экспертизу. Данный документ прилагается только в случае, если страхователь провел собственными силами экспертизу, прибегнув к помощи специалистов.
Страхователь должен по сути доказать два факта: правоту своих расчетов и неправоту расчетов или позиции страховщика. Основываться доводы сторон могут на математических или фактических ошибках, поэтому требуется до судебного разбирательства подробно изучить расчеты страховой компании и еще раз проанализировать собственные. Если возникают сомнения в достоверности расчетов обеих сторон, суд может назначить независимую экспертизу. Компанию, которая будет ее проводить, выбирается по согласованию со сторонами, но если их мнения различаются, то судья сам выбирает фирму. Если страхователь выигрывает дело, ему причитаются выплаты по его расчетам, а также все затраты на судебное разбирательство, если страховщик – сумма остается неизменной (естественно, затраты также возмещаются, но уже истцом).
○ Советы юриста:
✔ Проведена независимая экспертиза.
После проведения независимой компанией собственной экспертизы по запросу страхователя, в первую очередь стоит передать все сведения страховщику. Если последний откажется выплачивать предложенную сумму, вариант урегулирования конфликта остается только один – судебное разбирательство.
✔ Выгодно ли получать выплату по "тоталу"?
Получать страховое возмещение по транспортному средству в случае его полной гибели выгодно, если машина стоила не слишком дорого, а уцелевших деталей, годных для дальнейшей эксплуатации, не так много. К примеру, если автомобиль на день наступления страхового случая имел цену в 600 тысяч рублей, а запчастей, сохранивших конструктивную целостность, осталось на 100 тысяч, ОСАГО предложит порядка 200 тысяч рублей. По КАСКО в этом плане выгода есть практически всегда, поскольку добровольное страхование предлагает более выгодные условия. В случае, когда получать выплату по страховке в виду полной гибели не выгодно, можно попытаться доказать, что авто подлежит восстановлению. Сделать это лучше всего, основываясь на годных остатках, а точнее их стоимости. В расчетах нужно указать как можно больше деталей, которые способны эксплуатироваться, а также возможность использования автомобиля безопасно и по назначению в случае полного восстановления.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Комментарии
Владимир
Добрый день. Недавно в меня врезался грузовик, который откровенно нарушал правила, проезжая на красный на перекрестке. В итоге мне повезло, я отделался переломом и парой ушибов, а вот мой Solaris вряд ли можно восстановить. Целыми остались колеса на левой половине машины, бензобак, рулевая колонка, пару деталей от двигателя и еще несколько запчастей. Эксперты страховщика рассчитали мне стоимость остатков на 100 тысяч рублей, а стоимость самой машины – 200 тысяч рублей (хотя машина 2015 года, не бил ни разу), и предложили выплату на ремонт, в то время как по ОСАГО положено мне 200 тысяч рублей в случае гибели авто. Скажите, как поступить в данной ситуации? Ведь цены явно занижены.
Консультант ТопЮрист
Здравствуйте, Владимир. Страховая компания определенно допустила намеренно ряд ошибок, проводя расчеты. Если с Вашей машиной все действительно было так, как Вы говорите, то стоить она будет в районе 350-400 тысяч рублей (или больше, в зависимости от комплектации). Цена деталей, скорее всего, совпадает с реальными цифрами. Тем не менее, к выплате по случаю полной гибели вам положена вся сумма, а не 100 тысяч рублей, которые предлагает страхователь на ремонт. В Вашей ситуации следует подать иск в суд, поскольку страховщик вряд ли согласится с Вашими доводами.
Алексей
Приветствую Вас, уважаемые юристы. В общем, у меня такая беда: машине очень сильно помяли переднюю и правую боковую части, но двигатель пострадал не слишком, в основном с другими система проблемы да с кузовом. Страховая компания предлагает мне выплату в 100 тысяч рублей по случаю гибели автомобиля, но очевидно, что машину починить можно. Брал я свой Nissan Qashqai примерно 4-5 лет назад, цена была около 800 тысяч рублей. Бил только один раз, и то не по моей вине. Как доказать, что «тотала» тут никакого нет? Или мне действительно ничего не светит, кроме этих 100 тысяч?
Консультант ТопЮрист
Доброго времени суток, Алексей. Все зависит от того, насколько велика стоимость деталей, которые остались целы. Если, как Вы говорите, двигатель практически цел, то, скорее всего, восстановление уже не будет чересчур дорогостоящим. Даже если на ремонт уйдет до 200-300 тысяч рублей, Вы вправе требовать возмещения не по «тоталу», а по конструктивным повреждениям. Проведите независимую экспертизу и предоставьте сведения страховщику: возможно, он примет Вашу позицию. В противном случае следует обратиться в суд.
Александр
Здравствуйте!
Случилось ДТП. Тотальные повреждения автомобиля, страховая предложила сумму, я могу восстановить на неё Авто. Будут ли в дальнейшем проблемы с прохождением техосмотра и оформлением полиса ОСАГО? Ведь авто было не подлежащее восстановлению?
Виктор
Добрый вечер. Буквально на днях произошло ДТП, мне въехали заднюю часть машины. Повреждений не много:заднее крыло,бампер, фонарь, крышка багажника всего на сумму с учетом износа 124 т.р. Но проблема заключается в том, что был поврежден аккумулятор гибридной установки-цена, которого в РФ в районе 900 т.р. Стоимость машины в районе 350 т.р. Страховая компания приговаривает к тотальным ущербу и с учетом значительных годных остатков страховая выплата составляет 90 т.р. Подскажите как поступить в данной ситуации. С уважением.
Ламберт
Здравствуйте! После дтп, я подал документы в ск, полный пакет с протоколом ГИБДД, далее страховая направила на дефектовку, потом приехал эксперт от СК, далее признали тотальной, дальше какие действия последуют от СК, следующий шаг это выплата или будут принимать решение, страховой это случай или нет? Сколько дней даётся на выплату денег, после признания авто тотальным? Заявление об отказе от годных остатков я написал.
Аслан
Здравствуйте уважаемые юристы, возник вопрос.В прошлом году когда ехал в село через перевал случилось вот что.Возле дороги стояла человек с машиной,походу сломалась.Ну я остановился помочь,припарковался на обочине, ручной тормоз как на зло не работал,и я просто включил 2 передачу,забыв что она у меня выскакивает.Я выхожу из машины и где то через 5 минут моя машина трогается с места по спуску и проваливается с перевала вниз.Машина была на то время ваз 2107.купил за 65 000. Скажите пожалуйста могу ли на то время на что нибудь надеяться от страховой компании? Заранее спасибо!!!
Михаил Плотников
Конечно нет, в этом случае только каско.
Максим
Добрый день, у меня был застрахован автомобиль по КАСКО на сумму 950 000 рублей. Произошло ДТП, не по моей вине, я обратился по КАСКО за возмещением. Страховая компания посчитала, что стоимость ремонта 650 000 рублей и выплатила мне данную сумму и признала полный Тотал. Мне нужно было вернуть годные остатки страховой и после оформления они готовы были сделать доплату в размере около 350 000 рублей.
Я восстановил автомобиль о чем уведомил страховую.
В полисе каско было указано, что страховка по риску ущерб неагрегатная.
Я задал вопрос страховой компании продолжает ли действовать полис, мне сообщили, что так как был тотал полис прекратил действие, до окончания срока по полису еще 6 месяцев.
Правильно ли страховая компания приняла такое решение они ссылаются, что договор прекращает действие на пункт 9.10 правил страхования, где указано, что « исполнение страховщиком обязательств по Договору страхования в полном объеме».
Тут возникает вопрос: я восстановил автомобиль, выплата по полису КАСКО была. Но не всю сумму страхования. Будет ли полис дальше действовать или действия страховой правомочны?
Юрий
Любые страховые компании,
СПЕЦИАЛЬНО созданы и заточены, исключительно на отъем денег у населения. Ни одна страховая компания, никогда и пальцем не пошевельнет в пользу застрахованного лица, если есть хоть малейшая возможность навести тень на плетень и запудрить мозги. Цель страховых компаний - МИНИМУМ РАСХОДОВ И МАКСИМУМ ДОХОДОВ. Вокруг этого, все и строиться. Ознакомившись со статистикой, понятно, кто в ПОДАВЛЯЮЩЕМ большинстве, от всего этого выигрывает. Так что страхование - это один из видов развода населения на деньги ( которых у народа и так есть кому отжимать) и лохотрона в законе. Если есть законная возможность избегать страхования чего либо, то от этого необходимо уклонятся всеми доступными способами и убеждать в этом других людей.
Добавить комментарий