Порядок оформления земли в собственность - получение документов на право собственности

Комментарии: 4

Как законно приобрести земельный участок в собственность, какие нужны  основания для оформления, какие следует иметь документы и сколько стоит данная процедура – все расскажу в данной статье.

 

Содержание статьи

○ Законы о собственности

○ Основание для оформления

  Наследование
  Приватизация
  Купля-продажа и дарение

○ В какие органы необходимо обратиться?

○ Необходимые для оформления документы при наследовании

  Правила составления заявления
  Приложения к заявлению

○ Оформление участка на основании приватизации

  Каким образом осуществляется приватизация участка?
  Отказ в приватизации: что дальше?
  Документы для оформления

○ Оформление участка при заключении договора купли-продажи, дарения или других

  Как правильно составить заявление в Росреестр
  Образец заявления
  Другие документы

○ Размер государственной пошлины

○ Стоимость услуг специалистов

○ Советы юриста:

 Если администрация отказывает в приватизации, можно ли обратиться в суд и как это сделать?
  Можно ли оформить в собственность землю через пять лет после ее покупки? Есть ли за это штраф?

○  Видео

 

○ Законы о собственности

Основными нормативными документами, регламентирующими право собственности не землю, являются:

  1. Конституция Российской Федерации, в п.2 ст.36 которой гарантировано право на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.
  2. Гражданский кодекс, регламентирующий основания для возникновения и прекращения права собственности не землю.
  3. Земельный кодекс, регулирующий правоотношения в сфере пользования земельными наделами.
  4. Специальные Законы, принятые на уровне Федерации.

 

○ Основание для оформления

Земельные наделы, согласно ст.ст.17,18 ЗК, переходят в частную собственность граждан в соответствии с нормами гражданского законодательства:

  • По договорам купли-продажи, дарения, мены, других сделок, связанных с отчуждением надела (ст. 218 ГК).
  • В порядке наследования по закону или завещанию.
  • В результате правопреемства в следствии реорганизации юридического лица (п.2 ст.218 ГК).
  • Путем приватизации земель государственной и муниципальной собственности (ст.217 ГК).
  • По другим основания, например – приобретательная давность (п.3 ст.218 ГК).

  Наследование

Согласно требованиям статьи 1181 ГК, наследование земельных участков возможно, если они принадлежат наследодателю:

  • На праве собственности.
  • На праве пожизненного наследуемого владения.

«Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом» (ст.1181 ГК).

Статья 15 ЗК устанавливает ограничения на наследование наделов, которые расположены в приграничной территории. Так иностранцы и лица, не имеющие гражданства, наследовать такие наделы не имеют права.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о садоводческих и дачных объединениях, участки, которые были предоставлены в указанных объединениях, могут наследоваться только по закону. То есть, передать такой надел по завещанию нельзя.

  Приватизация

Переход право собственности на земельный участок путем его приватизации, на котором возведены здания и сооружения, производится на основаниях, предусмотренных Земельным кодексом, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178

Приватизация свободных земель осуществляется по нормам:

  • Земельного кодекса РФ.
  • В необходимых случаях возможно применение Федеральных законов «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66 и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101.
  • А также прочих правовых норм.

  Купля-продажа и дарение

Отчуждение земельных наделов по договору купли-продажи осуществляется на основании требований, изложенных в 30 главе ГК «Продажа недвижимости». Следует отметить, что отчуждению подлежать именно участки, а не земли, как таковые. Статья 37 ЗК требует, чтобы участок, который выставлен на продажу имел кадастровый номер. Однако, сведения о земельных наделах, которые были оформлены в собственность до 1997 года, в госреестре могут отсутствовать.

Если оформить договор купли-продажи с участком, который не включен в Росреестр допускается, то подарить такой надел невозможно. Вначале необходимо заказать кадастровый паспорт, внести участок в реестр, а только затем можно будет провести его отчуждение путем дарственной. Согласно статьи 572 ГК, регламентирующая дарственную, одна сторона безвозмездно передает другой стороне в собственность земельный участок.

 

○ В какие органы необходимо обратиться?

В зависимости от оснований оформления права собственности на земельный участок, определяются и органы, в которые необходимо обращаться. Так:

  1. При приобретении надела на основании договора купли-продажи, сторонами сделки выступают продавец и покупатель. После подписания договора новый собственник должен подать документы в Росреестр, для перерегистрации права собственности на свое имя.
  2. Для приватизации земельного участка необходимо обратиться в тот орган, которому земля принадлежит. Это может быть, как орган местного самоуправления, так и другой государственный орган.
  3. При наследовании надела все документы оформляет нотариус, который ведет наследственное дело. Именно ему следует подать документы о своем праве на наследство или представить завещание покойного собственника земли.

 

○ Необходимые для  оформления  документы  при             наследовании

Для того, чтобы оформить земельный участок в порядке наследования, необходимо подать нотариусу по месту открытия наследства следующие документы:

  • Заявление необходимого содержания.
  • Свидетельство о смерти собственника земли.
  • Документы, которые подтверждают родственные отношения с покойным.
  • Правоустанавливающие документы на надел.
  • Паспорт заявителя.

В каждой конкретной ситуации нотариус может потребовать представить и другие официальные бумаги.

  Правила составления заявления

Согласно статьи 62 законодательства о нотариате, наследник по закону или по завещанию должен подать заявление, в котором указать:

  • Полные свои данные и данные покойного.
  • Дату и место наступления смерти наследодателя.
  • Свое желание на принятие наследства.
  • Правовые основания для такого решения.
  • Дату составления и подпись заявителя.

В зависимости от сведений, которые известны наследнику, в заявление могут быть внесены и другие сведения. Например, о других наследниках, составе и месте нахождения наследственного имущества и так далее.

Заявление может быть составлено по следующему образцу:

Источник: allo-urist.com

  Приложения к заявлению

К заявлению о принятии наследства необходимо обязательно приложить:

  • Свидетельство о праве собственности на участок.
  • Акт о выделении участка в собственность.
  • Другие правоустанавливающие документы, выданные на имя покойного.
  • Справку из налоговой инспекции по месту нахождения участка об отсутствии задолженности по налогам.
  • Выписку из ЕГРН о стоимости участка на день смерти наследодателя, наличия/отсутствия обременений и ограничений на участок.

 

○ Оформление участка на основании приватизации

Приватизация представляет собой процесса по переходу земельного участка, который находится в муниципальной или государственной собственности, в собственность физического лица, которое инициировало приватизацию.

  Каким образом осуществляется приватизация участка?

С 1 марта 2016 года приватизация земельного участка можно выполнить на безвозмездной основе, при соблюдении следующих оснований, которые регламентированы статьями 39.1 и 39.5 ЗК:

  • По истечению 5 летнего срока, если земельный надел был оформлен в безвозмездное пользование под ведение фермерского или личного подсобного хозяйства, на срок не более 6 лет.
  • По истечению 5 летнего срока, если участок был выделен в безвозмездное пользование под ИЖС на срок не более 6 лет.
  • Гражданам, имеющим 3 и более детей.

В остальных случаях приватизация земли осуществляется на платной основе.

  Отказ в приватизации: что дальше?

В том случае, если в бесплатной приватизации земельного участка отказано, остается два возможных выхода из создавшегося положения:

  • Выкупить участок.
  • Обжаловать отказ в судебном порядке.

  Документы для оформления

Для приватизации земельного участка потребуется самый минимум документов. Это:

  • Заявление инициатора.
  • Его документы, удостоверяющие личность.
  • Документы на участок в виде акта о выделении или свидетельства о праве на участок.
  • Кадастровый паспорт, в котором будут данные кадастрового номера.
  • Выписка из ЕГРН о целевом назначении участка, его собственнике и отсутствии/наличии ограничений и обременений.

○Оформление участка при заключении договора купли-продажи, дарения или других

Оформление земельного надела осуществляется в ЕГРН. Для этого, покупатель участка, одаряемый, наследник должны подать в территориальное подразделение Росреестра необходимый пакет документов.

Если сделка по отчуждению участка проводилась нотариусом, то перерегистрация права собственности будет произведена в течении трех дней. Такое положение содержится в совместном протоколе №1, подписанным нотариатом и регистратором. Если сделка заключена без привлечения услуг такого специалиста, смена собственника произойдет в течении 10 дней.

  Как правильно составить заявление в Росреестр

Для завершения процедуры перехода земельного участка от бывшего собственника в новому, необходимо составить заявление в по разработанному образцу. Бланк заявления можно скачать с сайта Росреестра, получить у регистратора перед подачей документов. По просьбе заявителя, документ может заполнить ответственное лицо. Составление заявления должно соответствовать следующим требованиям:

  • Написано разборчиво.
  • Подписано в присутствии регистратора.
  • Составляется в единственном экземпляре.

  Образец заявления

Образец можно взять напрямую с сайта росреестра и распечатать, вот ссылка на образец заявления.

Вот список с формами документов и образцов.

  Другие документы

Кроме заявления, следует представить следующие документы:

  • Паспорт или другой документ, которым удостоверяется личность заявителя.
  • Правоустанавливающие документы на надел.
  • Договор купли-продажи, дарения, мены с имеющимися приложениями.
  • Акт приема-передачи участка от бывшего к нынешнему собственнику.
  • Кадастровый паспорт, если участок ранее не был внесен в Росреестр.

 

В зависимости от обстоятельств сделки, могут потребоваться и другие документы. Например, нотариально оформленное согласие супруги продавца на отчуждение участка, разрешение органов опеки и попечительства, если собственником является несовершеннолетний или имеется его доля в отчуждаемом участке.

 

○ Размер государственной пошлины

Государственная регистрация права собственности на земельный участок облагается государственной пошлиной. Согласно ст.333.33 Налогового кодекса, ее размер составляет:

           

П.22. Государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (например, заключение договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования), договоров об отчуждении недвижимого имущества (например, заключение договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением) - для физических лиц - 2 000 рублей;

П.24. Государственная регистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 350 рублей;

При предоставлении услуги по регистрации прав в электронном виде физическим лицам размер госпошлины сокращается на 30%».

 

○ Стоимость услуг специалистов

В процессе оформления земельного участка могут принимать на коммерческих условиях разные специалисты. Стоимость их услуг, в зависимости от региона страны, разная. Анализ такого рода услуг позволяет говорить о средних ценах, которые находятся в пределах таких значений:

  • Юрист, риэлтер – за подготовку договора купли продажи возьмет от 3 тысяч рублей, а за регистрацию – от 7 тысяч, кроме уплаты госпошлины.
  • Нотариус, при оформлении сделки с его участием ограничится 10 тысячами за все услуги.

Однако, в зависимости от особенностей сделки оплата услуг специалистов может вырасти в разы.

 

○ Советы юриста:

  Если администрация отказывает в приватизации, можно ли обратиться в суд и как это сделать?

Если последовал отказ в приватизации земельного участка, то есть два возможных пути дальнейших действий. Первое – это выкупить участок, а второй – подать на администрацию в суд. Для этого необходимо составить исковое заявление, которое должно соответствовать требованиям статьи 131 ГПК. Лучше поручить это дело специалисту. Как показывает судебная практика, не удастся приватизировать землю даже через суд, если она изъята из оборота или имеет ограничения.

  Можно ли оформить в собственность землю через пять лет после ее покупки? Есть ли за это штраф?

В настоящее время учет недвижимого имущества осуществляется ЕГРН. Если земельный участок не внесен в Росреестр, его нельзя продать, подарить, поменять, то есть провести отчуждение. Ответственность, для собственника, который не подал документы для внесения земельного участка в реестр – нет. Поэтому, можете смело обращаться в территориальное подразделение Росреестра. Отказ в приеме документов на регистрацию запрещен. Если будет представлен не полный пакет документов, регистратор укажет на это и будет предоставлен срок для подачи недостающих бумаг.

 

Видео

Как оформить земельный участок в собственность расскажет ведущий юрист компании "Правовой эксперт" Михаил Скигин.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ


Сохраните страницу в cоцcетях:

Комментарии

Здравствуйте! Имеется в аренде земельный участок с целевым назначением под ИЖС. Дом строительством еще не окончен. Решили его продать. Покупатель настаивает, чтобы земля была в собственности. Как быть?

Добрый день! Необходимо обратиться в местный орган самоуправления с заявлением о выкупе участка, для этого:

  • Подписать соглашение на выкуп и оплатить аванс.
  • Заказать кадастровую оценку участка.
  • Получить разрешение на выкуп.
  • Заключить договор купли-продажи.
  • Подать документы в Росреестр.
  • Получить выписку из ЕГРН о собственности на участок.

Здравствуйте! После смерти родителей достался земельный участок. Решили на нем навести порядок, однако, никаких документов на него нет. Какие могут быть последствия?

Добрый день! Согласно пункта 2 статьи 76 ЗК, земельные участки, которые заняты самовольно, подлежат возвращению их собственникам, без возмещения затрат за время незаконного пользования таким участком. Поэтому, вам прежде всего следует обратиться в местную администрацию и выяснить принадлежность участка. Если он свободен – выкупите его или приватизируйте, если есть на это основания. В противном случае, после того, как вы наведете на участке порядок, могут объявиться собственники.

Добавить комментарий