Стратегия работы коллекторских агентств с должниками. Методики воздействия и защита.

Комментарии: 5

Все наслышаны о незаконных и порой жестоких методах коллекторов. Много людей не только морально, но и физически пострадали из-за своевременно непогашенного долга, известны даже случаи трагических исходов обращения «вышибал» с заемщиками.
Ввиду этого в 2016 году был принят Закон № 230-ФЗ, направленный на защиту граждан от своеволия коллекторских фирм.
Сегодня я расскажу о том, как должен работать коллектор по закону, какие методы воздействия на граждан запрещены и куда можно пожаловаться в случае применения насилия к должнику.

 

 

○ Коллекторы и должники.

На сегодняшний день коллекторской может быть только организация, включенная в государственный реестр ФССП, основным видом деятельности которой является истребование задолженности. Не регистрируются в базе конторы, уставной капитал которых составляет менее 10 млн рублей.

Должник – лицо, своевременно не погасившее долг.

Коллекторы вправе истребовать только такие виды задолженности (ст. 1 Закона):

  1. По займам и кредитам, выданных юридическими лицами, если кредитор привлек коллектора для принудительного изъятия денег на основании письменного соглашения.
  2. По денежным обязательствам перед физическим лицом, если сумма долга составляет менее 50 тысяч рублей (кроме случая, когда кредитор переуступает долг через договор цессии).
  3. По коммунальным услугам, если коллекторам были переданы полномочия по взысканию долга. 

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Законные средства работы коллекторов.

Одним из главных нововведений является то, что коллекторы теперь не могут приходить просто так – кредитор обязан заранее уведомить об этом должника.

«Кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником» (ст. 9 Закона).

В новом нормативном акте также не поощряются незаконные методы работы коллекторов. Общение с должником должно происходить сугубо в рамках следующих способов взаимодействия с заемщиком.

✔ Назначение встреч.

Право назначать встречи установлено ст. 4 Закона.

При любом личном общении сотрудник коллекторской организации обязан представиться и показать документ, подтверждающий его полномочия.

Имейте в виду, что обязательно будет идти запись разговора, о которой вас должны заведомо уведомить (ст. 17 Закона). Если вы не чувствуете в себе сил встретиться с коллектором и вести конструктивную беседу, наймите адвоката. О ведении дальнейших бесед через юриста коллекторам нужно сообщить письменно.

«Заявление должника о том, что взаимодействие будет осуществляться только через указанного им представителя, должно содержать фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты» (ч. 3 ст. 8 Закона).

В ч. 3 ст. 7 Закона установлены временные ограничения на встречи. Они не могут проходить ночью, а также чаще 1 раза в неделю.

«По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

  1. В рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах.
  2. Посредством личных встреч более одного раза в неделю».

Во время аудиенций могут быть заключены соглашения о способах взаимодействия сторон, о согласии должника на привлечение третьих лиц и на передачу сведений о себе посторонним, а также другие договора, не ущемляющие прав и интересы заемщика.

✔ Звонок с уведомлением о наличии задолженности.

Кредитор или коллектор при личном общении по телефону не вправе звонить с неопределяемого номера или скрывать информацию о себе. Разговор должен осуществляться на языке договора, на основании которого образовался долг (ч.ч. 9, 10 ст. 7 Закона).

Коллектор обязан представиться, проинформировать о причинах звонка и назвать основания, на которых кредитор передал ему полномочия по истребованию денег. Разговор будет записан.

Общение по телефону не может происходить:

  1. В рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

  1. Посредством телефонных переговоров:
    • Более одного раза в сутки.
    • Более двух раз в неделю.
    • Более восьми раз в месяц» (ч.3 ст. 7 Закона).

✔ Почтовая связь.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона взаимодействие с должником может осуществляться через почту.

«Во всех сообщениях, направляемых должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются:

  1. Информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах:
    • Наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя).
    • Почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона.
    • Сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
  1. Фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение.
  2. Сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику.
  3. Сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования).
  4. Реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности» (ч. 7 ст. 7 Закона).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Незаконные способы взыскания долгов коллекторами.

Закон запрещает психологическое давление, угрозы, применение физической силы и обман в отношении должника (ст. 6). Тем не менее на практике коллекторы поступают по-своему, применяя старые и проверенные методы влияния на граждан.

Рассмотрим, как коллекторы могут принудить заплатить им деньги вопреки правовым нормам.

✔ Назначение огромных процентов и пени.

Коллекторы не могут без документальных на то оснований назначать проценты на задолженность. Очень часто случается, что размер долга буквально за несколько месяцев становится космическим, превышая изначальную сумму в десятки раз.

Если с вами случилась такая история, потребуйте у коллектора предоставить вам документальное основание начислений и механизм расчета. Естественно, такой информации никто не предъявит, исключением является ситуация, когда вы сами согласились на повышение процента.

Также вы можете припугнуть коллекторов обращением в суд. Незаконно начисленную неустойку обычно удается оспорить.

✔ Угроза жизни и здоровью должника или его близких.

Коллекторам запрещено угрожать нанесением вреда здоровью или уничтожением имущества должника.

Даже словесные выпады в сторону заемщика запрещены.

На всякий случай записывайте каждый свой разговор с коллекторами на диктофон. Если вам удастся зафиксировать угрозы, обратитесь в правоохранительные органы, так как действия вымогателей наказуемы. Ответственность для нарушителя может наступить на основании ст. 163 УК РФ.

✔ Попытка продажи имущества.

Все попытки забрать ваше имущество коллекторами незаконны, так как полномочиями в отношении ареста собственности должника наделен только пристав.

Попытки отобрать имущество могут проявляться по-разному:

  • Обманом.
  • Путем склонения должника к невыгодным сделкам.
  • Через угрозы повреждения собственности.
  • Путем «ареста» недвижимости и понуждения заемщика отдать долг в установленный срок или переписать на коллектора квартиру.

При любом «покушении» на ваше имущество, в том числе словесном, попытайтесь провести конструктивную беседу с вымогателями и сделайте акцент на том, что при дальнейших попытках забрать собственность, вы обратитесь с жалобой в правоохранительные структуры. Разговор желательно записывать на диктофон.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Правила поведения должников.

Не спешите впадать в панику, если о вас стало известно коллекторам. Незаконные методы их воздействия можно всегда обжаловать.

✔ Обращение в правоохранительные органы.

В каждом случае нарушения прав можно обратиться в полицию или в прокуратуру. Данные структуры могут повлиять на субъектов, действующих вопреки порядку, и прекратить незаконные методы истребования долгов. 

По факту обращения всегда проводится проверка, а виновные лица привлекаются к ответственности. Прокуратура также встает на защиту нарушенных интересов гражданина, помогая истребовать через суд компенсацию или незаконно изъятое имущество должников.

✔ Предъявление доказательств.

Подтвердить факт нарушения прав должника можно с помощью следующих доказательств:

  • Аудиозаписи разговоров.
  • Письма коллекторов.
  • Соглашения, заключенные с коллекторами.
  • Свидетельские показания.

Вы также можете написать ходатайство в правоохранительные структуры, чтобы они взяли у оператора связи распечатку звонков (так можно доказать факт звонков в неурочное время). Органы власти могут истребовать информацию от самого нарушителя, которая должна у него храниться не менее 3 лет.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Что означает прекращение звонков от коллекторов?

Затишье после нескольких месяцев беспрерывных звонков не означает, что коллекторы о вас забыли.

Выжидание – обычная тактика фирм по истребованию долга. Сперва они вас «прощупывают» на предмет стрессоустойчивости, а, убедившись, что денег у вас нет, ждут некоторое время пока они появятся.

В некоторых случаях отсутствие звонков свидетельствует о прекращении исковой давности в 3 года по истребованию денег или об окончании договора коллектора с кредитором. Но не стоит обольщаться, такие ситуации на практике почти не случаются.

Если коллекторы объявятся вновь, вы вправе отказаться от сотрудничества с ними. Для этого необходимо написать письменный отказ на имя коллектора или кредитора (ст. 8 Закона).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Советы юриста:

✔ Если коллекторы караулят у входной двери квартиры и угрожают причинить вред, как поступить должнику в такой ситуации?

Вы вправе позвонить в полицию и заявить о незаконных действиях коллекторов. Дежурные сотрудники органов МВД приедут и разберутся в ситуации. Когда будете давать показания полицейским, настаивайте на привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 163 УК РФ.

✔ Правоохранительные органы отказываются принять заявление об угрозах коллекторов. Как поступить в этой ситуации?

Кроме правоохранительных органов, осуществлять проверку на предмет соблюдения законности в деятельности коллекторов могут:

  • ФССП.
  • НАПКА – некоммерческое объединение, целью которого является внедрение цивилизованного подхода к истребованию долгов.
  • Роскомнадзор – к нему следует обратиться, если нарушены правила передачи персональных данных о человеке.
  • Роспотребнадзор.

У каждого из органов есть интернет-приемная, поэтому жалобу можно подать, не выходя из дома.

Вернуться к содержанию ↑

 

Видео

В этом видео Вы узнаете, как работает новый закон "О коллекторах" и как законно можно полностью отказаться от общения с коллекторами.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ


Сохраните страницу в cоцcетях:

Комментарии

Здравствуйте. Коллекторы длительное время пытались добиться от меня денег, но у меня их нет. Начали звонить сестре и матери. Правомерны ли их действия?

Здравствуйте. Нет, действия незаконны, если только Вы не давали письменного соглашения на
это (ч. 5 ст. 4 Закона № 230-ФЗ). Вы вправе обжаловать действия коллекторов в одну из
указанных в статье структур. Неправомерная работа с персональными данными влечет для
нарушителя как административную, так и уголовную ответственность.
 

Добрый день. У моих коллекторов пару недель назад появилась новая фишка – теперь они звонят по ночам. А вчера после 11 часов вечера подъезжали к дому, кричали, будили соседей. По какой статье этой шайке грозит наказание?

Здравствуйте. Коллекторов в Вашем случае можно привлечь к административной
ответственности за неисполнение требований законодательства, регламентирующего порядок
взыскания долга (ст. 14.57 КоАП РФ) и за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).

Здравствуйте, написала в МФО отказ о взаимодействии с 3 лицами, сообщили что пока есть просроченная задолженность будут и дальше звонить контактным лицам, и что нарушения закона с их стороны нет. Как с ними бороться?

Добавить комментарий